Отделы :

Подписка на рассылки

О взаимодействии Управления с муниципальными образованиями Архангельской области в рамках осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля

23 ноября

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору провела тщательный сравнительный анализ своей работы в области государственного земельного надзора с деятельностью органов местного самоуправления. Данная работа проводилась с целью обоснования нецелесообразности передачи отдельным субъектам Российской Федерации полномочий Россельхознадзора в области государственного земельного надзора.

В этой связи Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу доводит информацию о деятельности в данном направлении, проделанной на территории Архангельской области.

В составе Архангельской области 22 муниципальных района, 25 городских и 197 сельских поселений. В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории Архангельской области, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 №592-пп (далее – Положение о муниципальном земельном контроле Архангельской области) до 2016 года полномочия по муниципальному земельному контролю на землях сельскохозяйственного назначения в границах городских и сельских поселений осуществлялись органами местного самоуправления городских и сельских поселений Архангельской области, с 2016 года полномочия переданы в органы местного самоуправления муниципальных районов. Как показывают результаты взаимодействия с администрациями муниципальных образований, в районах разработаны и утверждены административные регламенты по осуществлению муниципального земельного контроля; как правило, должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, совмещают исполнение нескольких полномочий (за исключением Приморского района). В основном проверки проводятся на землях населенных пунктов на предмет выявления самовольного занятия земельного участка.

На территории Архангельской области муниципальный земельный контроль органами местного самоуправления на землях сельскохозяйственного назначения практически не проводится. За период 2015 год – 9 месяцев 2017 года проведено всего 18 плановых проверок, в ходе которых проконтролировано 53,73 га земель, что составляет 0,009% от земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (620 тыс. га). Другие мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, не проводились. Тогда как Управлением за аналогичный период проведено 946 надзорных мероприятий (проверки, рейды, административные обследования, административные расследования при выявлении нарушений), в ходе которых проконтролированная площадь составила 46 тыс. 848 га (8% от всей площади поднадзорных земель).

За прошедшие 9 месяцев 2017 года муниципальным земельным контролем были охвачены только два муниципальных образования Архангельской области: Верхнетоемский и Приморский районы, в то время как государственными инспекторами Управления надзорные мероприятия проводились в 21 муниципальном районе Архангельской области из 22.

За три года при осуществлении муниципального земельного контроля выявлено только три нарушения земельного законодательства на площади 0,53 га, акты проверок в Управление не направлялись в связи с отсутствием у Управления полномочий по выявленным нарушениям.

Результативность проверок в рамках муниципального земельного контроля за 9 месяцев 2017 года составляет 33%, тогда как результативность плановых проверок при проведении государственного земельного надзора составляет 58%.

Всоответствии с Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515, в Управление с 2015 по 2017 год поступил один проект плана проверок, проводимых органами местного самоуправления в рамках осуществления муниципального земельного контроля, тогда как планы проверок должны быть у каждого муниципального образования.

При осуществлении надзорной деятельности Управлением установлены случаи заключения договоров аренды между муниципальными образованиями и юридическими лицами на использование земель сельскохозяйственного назначения без учета установленных Земельным кодексом РФ правил их использования (МО «Котласский муниципальный район»). Также выявлены случаи изменения видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на «для проектирования строительства объекта: «место размещения бытовых отходов в районе деревни Мяндино муниципального образования «Островное» МО «Приморский муниципальный район» и «для складирования отходов лесопиления» МО «Каргопольский муниципальный район». Принятием генеральных планов муниципальных образований безосновательно, по мнению Управления, осуществлен перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, изменение видов разрешенного использования в МО «Матигорское» Холмогорского района, МО «Оксовское» Плесецкого района. Для проведения проверки законности принятия органами местного самоуправления актов, противоречащих действующему законодательству в области земельных отношений, информация о данных фактах передана в Архангельскую межрайонную природоохранную прокуратуру и прокуратуры районов.

Кроме того, муниципальные образования сами являются нарушителями земельного законодательства. Так, в 2015 году в ходе плановых проверок муниципальных образований выявлено 3 нарушения: 2 нарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (невыполнение мероприятий по улучшению земель, которые привели к зарастанию земельных участков), 1 нарушение по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка). Нарушения выявлены на площади 18,94 га. Составлено 3 протокола об административных правонарушениях, выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений. Привлечены к административной ответственности 3 муниципальных образования, наложено 3 штрафа на сумму 500 тыс. руб. (сумма после обжалования), штрафы взысканы. В ходе проведения административных расследований выявлено 4 нарушения: 1 нарушение по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ (разработка карьера), 3 нарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (свалки ТБО и отходы лесопиления). Нарушения выявлены на площади 4,58 га. Составлено 4 протокола об административных правонарушениях. Привлечено к административной к административной ответственности 2 муниципальных образования. По двум муниципальным образованиям производство прекращено судом в связи с малозначительностью, с объявлением устного замечания. Наложено 2 штрафа на сумму 230 тыс. руб., штрафы взысканы.

До 1 июля 2013 года органы местного самоуправления должны были провести работу с невостребованными земельными долями граждан. Однако, по данным Росреестра на 01.01.2016, площадь сельскохозяйственных угодий, не вовлеченных в сельскохозяйственный оборот из числа невостребованных земельных долей, находящихся в собственности граждан, в Архангельской области составляет 355 тыс. га (56% от площади с/х угодий области).

Работа по инициированию осуществления муниципального земельного контроля органами власти Архангельской области начата Управлением в марте 2012 года, когда были разработаны и направлены в адрес глав муниципальных образований методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Управления Россельхознадзора. На протяжении пяти лет Управление инициировало проведение совещаний, принимало участие в ряде совещаний с главами муниципальных образований, представителями органов местного самоуправления, с министерствами и ведомствами, в чьем ведении находятся вопросы контроля на землях сельхозназначения.

Управлением неоднократно направлялись в органы исполнительной власти Архангельской области результатыпроверок администраций муниципальных образований в части осуществления ими муниципального земельного контроля, а в адрес губернатора Архангельской области – письма о безответственном отношении к исполнению возложенных полномочий по муниципальному земельному контролю на землях сельскохозяйственного назначения со стороны органов местного самоуправления.

Также Управлением в адрес глав муниципальных районов направляется информация об изменениях действующего земельного законодательства, предложения по взаимодействию в период возникновения пожаров в пожароопасный период. По инициативе Управления сотрудники отдела организации земельного надзора принимают участие в обучающих семинарах по осуществлению муниципального земельного контроля, при проведении проверок, на личных приемах оказывается консультативная помощь по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения. Это стало особенно актуальным при утверждении генеральных планов застройки поселений. Всего за 2016 год и 9 месяцев 2017 года проведено 16 совещаний и консультаций.

Несмотря на проводимую Управлением работу по побуждению органов власти Архангельской области осуществлять муниципальный земельный контроль, активизировать это направление работы пока не удается.