Отделы :

Подписка на рассылки

О взаимодействии Управления с муниципальными образованиями Республики Карелия в рамках осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля

22 ноября

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору провела тщательный сравнительный анализ своей работы в области государственного земельного надзора с деятельностью органов местного самоуправления. Данная работа проводилась с целью обоснования нецелесообразности передачи отдельным субъектам Российской Федерации полномочий Россельхознадзора в области государственного земельного надзора.

В связи с этим Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу доводит информацию о деятельности в данном направлении, проведенной на территории Республики Карелия.

В состав территории Республики Карелия входит 16 муниципальных районов, 2 городских округа и 108 поселений.

Деятельность Управления в области государственного земельного надзора в части взаимодействия с органами власти, осуществляющими муниципальный земельный контроль на территории Республики Карелия, начата в 2009 году, когда были заключены соглашения о взаимодействии Управления с муниципальными образованиями сельских поселений.

В настоящее время действует Постановление Правительства Республики Карелия от 04.07.2015 № 206-П «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля в Республике Карелия».

С 2015 года по сентябрь 2017 года включительно Управлением проведено 1015 надзорных мероприятий на общей площади земель 6800,0628 га (5% от всей поднадзорной площади земель), в ходе которых выявлено 357 нарушений (нарушенная площадь составила 465,2529 га). Сумма наложенных административных штрафов – 3695,2 тыс. рублей

При этом органами местного самоуправления за указанный период было проведено 213 надзорных мероприятий на общей площади 158,52994 га (0,1% от земель сельскохозяйственного назначения), в ходе которых выявлено 15 нарушений на площади 70,67 га; для принятия мер в Управление направлено 10 актов проверок.

Таким образом, результативность мероприятий, проведенных Управлением в 23,8 раза выше по сравнению с результативностью мероприятий, проведенных органами местного самоуправления. Анализ деятельности показывает низкую эффективность органов муниципальной власти Республики Карелия в части осуществления муниципального земельного контроля в отношении правообладателей земель из состава земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также тенденцию к понижению имеющихся показателей. Так, в 2016 году из восемнадцати административно-территориальных единиц республики, наделенных полномочиями по муниципальному земельному контролю, материалы о выявленных нарушениях направляли в Управление 13. Не поступала информация от администраций Сортавальского, Суоярвского, Пудожского, Беломорского и Муезерского административных районов. Вряд ли это связано с отсутствием нарушений земельного законодательства в перечисленных районах. В течение 9 месяцев 2017 года муниципальный земельный контроль осуществлялся только в одном муниципальном образовании республики – Сортавальском районе.

По мнению Управления, на организацию и проведение контроля оказывает влияние отсутствие полномочий по координации данной работы у органов власти республики, что приводит к бесконтрольной деятельности органов местного самоуправления.

Как показывают проверки Управления в отношении муниципальных образований, последние не обладают информацией о сельскохозяйственных угодьях, о мелиорируемых землях, землях фонда перераспределения земель, о количестве сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, а также о количестве и площади невостребованных земельных долей. Данные сведения в соответствии со статьей 67 Земельного кодекса РФ и Порядком осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 24.12.2015 № 664, обязаны иметь не только правообладатели земельных участков, но и органы местного самоуправления, в том числе для осуществления муниципального земельного контроля. Отмечен также низкий уровень знаний сотрудников муниципальных образований в области земельного законодательства РФ.

Кроме того, в муниципальных районах не созданы постоянные комиссии по вопросам рекультивации, что нарушает порядок введения в сельскохозяйственный оборот нарушенных земель.

В соответствии с «Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515, в Управление за указанный период поступило только 12 проектов планов проверок, проводимых органами местного самоуправления в рамках осуществления муниципального земельного контроля, тогда как планы проверок должны быть у каждого муниципального образования.

Кроме того, иногда муниципальные образования сами являются нарушителями земельного законодательства. В 2015 году в отношении одной из администраций МО органами прокуратуры возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ по факту зарастания земель сельскохозяйственного назначения дикорастущей сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью и захламления автомобильными покрышками. Администрация муниципального образования привлечена к административной ответственности, штраф в размере 200 тыс. рублей взыскан.

За период 2015 год – 9 месяцев 2017 года в рамках осуществления государственного земельного надзора было выявлено три случая изменения разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на вид использования, не связанный с сельскохозяйственным производством. По материалам Управления, переданным в 2014 году в органы прокуратуры, к уголовной и имущественной ответственности привлечено одно должностное лицо.

В Республике Карелия не созданы информационные системы по вопросу осуществления муниципального земельного контроля.

За период деятельности Управления по вопросу государственного земельного надзора был проведен ряд совещаний с представителями администраций городских округов и сельских районов Республики Карелия, где поднимались вопросы полномочий муниципальных органов власти в области осуществления муниципального земельного контроля.

11 мая 2017 года в Министерстве сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия под председательством заместителя премьер-министра Правительства РК Ю.В. Савельева состоялось совещание по вопросу принудительного изъятия земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых с нарушением законодательства Российской Федерации. В ходе совещания Управлением выражена обеспокоенность бездействием должностных лиц муниципальных образований, осуществляющих муниципальный земельный контроль, а также низким уровнем муниципального земельного контроля со стороны представителей муниципальных образований. Собравшимся напомнили и о необходимости оперативного информирования Управления Россельхознадзора о нарушениях земельного законодательства.

На протяжении периода 2015 год – 9 месяцев 2017 года Управление ведет активную работу по активизации осуществления муниципального земельного контроля – только в 2017 году направлен ряд писем в Правительство Республики Карелия и федеральному инспектору региона, но пока, несмотря на предпринимаемые Управлением меры, он остается на низком, неэффективном уровне.