Статьей 24 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлен порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска.

При отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска контрольным (надзорным) органом могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, использования специальных режимов государственного контроля (надзора), от государственных органов, органов местного самоуправления и организацийв рамках межведомственного информационного взаимодействия, при реализации полномочий в рамках лицензирования и иной разрешительной деятельности, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля.

Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска должны осуществляться контрольным (надзорным) органом без взаимодействия с контролируемыми лицами. При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.

Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.

В случае, если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.

Контрольный (надзорный) орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.

Контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.

Федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)

Порядок отнесения объектов контроля к категориям риска установлен Положением о федеральном государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 995 (далее – Положение № 995).

В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля объекты государственного контроля подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В случае если контролируемые лица осуществляют деятельность по выполнению работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию и возможно отнесение указанных работ к нескольким категориям риска, то определение категории риска осуществляется по более значимому критерию.

Отнесение объектов государственного контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов государственного контроля к категориям риска.

Отнесение объектов государственного контроля к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту государственного контроля категории риска, осуществляется соответствующим решением руководителя по месту осуществления контролируемым лицом деятельности (далее - решение об отнесении к категории риска).

При отсутствии решения об отнесении к категории риска такие объекты считаются отнесенными к низкой категории риска.

Решение об изменении категории риска принимается руководителем, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением контролируемому лицу указанного решения, документов и сведений, на основании которых оно было принято.

В случае отсутствия руководителя, которым ранее было принято решение об отнесении объекта государственного контроля к категории риска, решение об изменении категории риска принимается руководителем, уполномоченным на отнесение к соответствующей категории риска.

Решение об отнесении к категории риска принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта государственного контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска.

Контролируемые лица, объектам контроля которых присвоены категории риска, вправе подать в контрольный орган в соответствии с его компетенцией заявление об изменении присвоенной ранее категории риска при отсутствии в течение последних 3 лет с даты принятия решения об отнесении объекта государственного контроля к категории риска нарушений, предусмотренных пунктом 5 приложения к Положению № 995.

Контролируемые лица вправе подать в контрольный орган заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.

В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность с использованием подкарантинного объекта на территориях нескольких субъектов Российской Федерации или на подкарантинных объектах, расположенных на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, отнесение объектов контроля к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту контроля категории риска, осуществляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа по месту регистрации контролируемого лица.

Критерии отнесения объектов федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) к категориям риска:

1. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований объекты федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска.

2. К категории значительного риска относится деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, установленные пунктами 1 и (или) 2 перечня видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 г. № 768 «Об установлении видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию» (далее - Перечень).

3. К категории среднего риска относятся:

- деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по выращиванию семенного и посадочного материала, осуществляемая не в карантинной фитосанитарной зоне (при наличии факторов, указанных в пункте 5 приложения к Положению № 995);

- деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по хранению зерна (при наличии факторов, указанных в пункте 5 приложения к Положению № 995).

4. К категории умеренного риска относятся:

- деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности (при наличии факторов, указанных в пункте 5 приложения к Положению № 995);

- деятельность организаций, осуществляющих лабораторные исследования в области карантина растений (при наличии факторов, указанных в пункте 5 приложения к Положению № 995);

- деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, установленные пунктами 3, 4, 6 и (или) 7 Перечня.

5. К категории низкого риска относятся:

- деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не предусмотренная пунктами 1(1), 2 и 3 приложения к Положению № 995;

- деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих только работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, установленные пунктом 5 Перечня.

6. С учетом вероятности нарушения обязательных требований объекты государственного контроля, предусмотренные пунктом 4 приложения к Положению № 995 и подлежащие отнесению к категории низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска или умеренного риска при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия (изменения) решения об отнесении объекта государственного контроля к категории риска 2 и более постановлений (решений) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания при условии, что административное наказание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю назначено Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальными органами или судом по инициативе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ее территориального органа за совершение административных правонарушений, связанных с:

а) нарушением правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) нарушением порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ответственность за которое предусмотрена статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) нарушением правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ответственность за которое предусмотрена статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

г) воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), его территориального органа по проведению проверок или уклонением от таких проверок, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

д) невыполнением в срок законного предписания об устранении нарушений законодательства в области карантина растений, вынесенного должностным лицом органа государственного надзора, его территориального органа, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) непринятием по представлению должностного лица органа государственного контроля (надзора), его территориального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении в области карантина растений, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна

Порядок отнесения объектов контроля к категориям риска установлен Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1079 (далее – Положение № 1079).

Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, результаты их деятельности и (или) используемые ими объекты контроля подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Отнесение объектов контроля к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту контроля категории риска, осуществляется путем принятия соответствующего решения уполномоченного должностного лица по месту осуществления деятельности контролируемого лица на основании сопоставления характеристик категории риска с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.

При отсутствии решения об отнесении объектов контроля к категориям риска такие объекты контроля считаются отнесенными к категории низкого риска.

Решение об отнесении объектов контроля к категориям риска принимается уполномоченным должностным лицом в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган контрольного органа сведений от органов государственной власти и организаций о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо о применении иных критериев риска, необходимых для отнесения к иной категории риска.

По запросу контролируемого лица контрольный орган предоставляет контролируемому лицу информацию о присвоенных используемым им объектам контроля категориях риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении к категории риска указанных объектов контроля.

Контролируемые лица вправе подать в контрольный орган заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.

В случае если контролируемое лицо осуществляет деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации или объектах, расположенных на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, отнесение объектов контроля к определенной категории риска, в том числе изменение ранее присвоенной объекту контроля категории риска, осуществляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного органа по месту регистрации контролируемого лица.

Критерии отнесения к категории риска объектов контроля:

1. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований объекты контроля подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска.

2. К категории высокого риска относится деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, которым на праве собственности или по договору аренды принадлежат объекты недвижимости (в том числе зернохранилища: напольные (зерносклады), закромные (бункерные), силосные, элеваторы (далее - зернохранилище), предназначенные для единовременного хранения зерна мощностью, превышающей 100 тыс. тонн.

3. К категории среднего риска относится деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, которым на праве собственности или по договору аренды принадлежат зернохранилища, осуществляющие единовременное хранение зерна мощностью от 20 до 100 тыс. тонн.

4. К категории низкого риска относится деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не предусмотренная пунктами 2 и 3 приложения № 2 к Положению № 1079.

5. С учетом вероятности нарушения обязательных требований объекты контроля, предусмотренные пунктом 4 приложения № 2 к Положению № 1079 и подлежащие отнесению к категории низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска в соответствии с пунктом 3 приложения № 2 к Положению № 1079 при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия (изменения) решения об отнесении объекта контроля к категории риска 2 и более постановлений (решений) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (за исключением предупреждения) при условии, что административное наказание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю назначено Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ее территориальным органом или судом за совершение административных правонарушений, связанных:

а) с нарушением изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) с недостоверным декларированием соответствия продукции, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) с реализацией продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о декларации о соответствии, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

г) с нарушением порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

д) с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица органа государственного контроля, его территориального органа по проведению проверок или уклонением от таких проверок, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) с невыполнением в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, вынесенного должностным лицом органа государственного контроля, его территориального органа, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) с непринятием по представлению должностного лица органа государственного контроля, его территориального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

з) с непредставлением или несвоевременным представлением сведений (информации), в том числе в федеральную государственную информационную систему прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, в государственный орган (должностному лицу) либо представлением в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Объекты контроля, отнесенные к категориям высокого и среднего рисков, подлежат отнесению к категориям среднего и низкого рисков соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, постановления о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или работникам, индивидуальному предпринимателю, его работникам за совершение административного правонарушения, указанного в пункте 5 приложения № 2 к Положению № 1079.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений

Порядок отнесения объектов контроля к категориям риска установлен Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 № 994 (далее – Положение № 994).

При осуществлении государственного контроля объекты государственного контроля относят к одной из следующих категорий риска:

а) значительный риск;

б) средний риск;

в) низкий риск.

Отнесение объектов государственного контроля к категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов государственного контроля к категориям риска.

При отнесении объектов государственного контроля к категориям риска используются также:

- для объектов государственного контроля, в отношении которых ранее проводились контрольные (надзорные) мероприятия, - анализ результатов предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий согласно критериям риска и их детализации;

- для объектов государственного контроля контролируемых лиц, приступивших к осуществлению деятельности в области семеноводства сельскохозяйственных растений, - информация, полученная в ходе межведомственного взаимодействия и (или) обязательного профилактического визита.

Выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий является основанием для пересмотра категории риска объектов государственного контроля.

Пересмотр решения об отнесении объектов государственного контроля к категории риска осуществляется в порядке, установленном Положением № 994 для отнесения объектов государственного контроля к категориям риска с учетом особенностей, установленных абзацами вторым - четвертым пункта 12 Положения № 994.

Решение об изменении категории риска на более низкую или высокую категорию риска принимается должностными лицами, указанными в пункте 6 Положения № 994.

Решение об отнесении объектов государственного контроля к категории риска принимается в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта государственного контроля критериям риска соответствующей категории риска либо об изменении критериев риска.

Критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений к категории риска:

1. Объекты федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений (далее - объекты контроля) относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:

а) к категории значительного риска относятся:

- деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих ввоз на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений и их реализацию, сельскохозяйственные культуры которых содержат или могут содержать генно-инженерно-модифицированные организмы;

- деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих производство семян сельскохозяйственных растений, сельскохозяйственные культуры которых содержат или могут содержать генно-инженерно-модифицированные организмы;

б) к категории среднего риска относится деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих на территории Российской Федерации производство и (или) реализацию семян сельскохозяйственных растений (при наличии факторов, указанных в пункте 2 приложения к Положению № 994);

в) к категории низкого риска относится деятельность юридических лиц и граждан, осуществляющих транспортировку семян сельскохозяйственных растений, а также деятельность, предусмотренная пунктом 2 приложения к Положению № 994 (в случае отсутствия факторов, указанных в пункте 2 приложения к Положению № 994).

2. Объекты контроля относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

С учетом вероятности нарушения обязательных требований объекты контроля, подлежащие отнесению к категории низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска или значительного риска при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия (изменения) решения об отнесении объекта федерального государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений к категории риска 2 и более постановлений (решений) по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (за исключением предупреждения) при условии, что административное наказание юридическому лицу и гражданину назначено Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориальным органом (далее - контрольный орган) или судом по инициативе контрольного органа за совершение административных правонарушений, связанных:

а) с нарушением законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) с нарушением правил производства, реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) с нарушением правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений либо внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

г) с нарушением порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

д) с воспрепятствованием законной деятельности должностного лица контрольного органа по проведению проверок или уклонением от таких проверок, ответственность за которые предусмотрена статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) с невыполнением в срок законного предписания об устранении нарушений законодательства в области семеноводства сельскохозяйственных растений, вынесенного должностным лицом контрольного органа, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) с непринятием по представлению должностного лица контрольного органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении в области семеноводства сельскохозяйственных растений, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.