В 2018 году в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих сельскохозяйственное производство, Управлением проведено 17 контрольно-надзорных мероприятий (Республика Карелия – 9, Архангельская область – 8), в том числе 3 плановых и 9 внеплановых проверок. 7 внеплановых проверок проведены по контролю за исполнением ранее выданных предписаний об устранении нарушений, 2 проверки инициированы Управлением по фактам порчи земель отходами животноводства (проверки были согласованы с Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой).
На плановых проверках нарушений земельного законодательства, послуживших основаниями для возбуждения административного производства, не выявлено. При проверках исполнения предписаний установлено, что нарушения были устранены только тремя сельскохозяйственными предприятиями, на четырех проверках составлены протоколы об административных правонарушениях.
По всем выявленным нарушениям предприятиям назначено наказание в виде штрафов: в Республике Карелия на сумму 100 тыс. руб., в Архангельской области – 50 тыс. руб.
Типовыми нарушениями являлись уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Сельскохозяйственными предприятиями допускается складирование жидкого навоза крупного рогатого скота на сельскохозяйственных угодьях. Лабораторные исследования почвенных образцов показали, что на одном земельном участке, где осуществлялось складирование навоза, по микробиологическим показателям индекс энтерококков составляет «1000» при нормативе 1 – 10, категория загрязненности почвы при таком индексе классифицируется как «опасная», на остальных участках, где допущен слив навоза КРС, индекс энтерококков – «100», категория загрязнения почвы – умеренно опасная.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 28.11.2017), свежий навоз крупного рогатого скота имеет код 1 12 110 01 33 4, класс опасности отхода – 4, перепревший навоз с кодом 1 12 110 01 33 5 относится к отходам 5 класса опасности (последняя цифра в коде).
Допуская слив и складирование навоза крупного рогатого скота на сельскохозяйственных угодьях, невыполнение технологии внесения навоза как органического удобрения, сельскохозяйственными предприятиями нарушаются требования п. 2 ч. 2 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Для соблюдения норм и правил, установленных законодательством в части обращения с отходами животноводства, а именно с навозом крупного рогатого скота, применения его как органического удобрения, на предприятии должны быть разработаны, утверждены и соблюдаться: Технологический регламент экологически безопасного использования навоза в качестве органического удобрения, Технические условия на навоз. При этом полученные органические удобрения по токсикологическим, ветеринарно-санитарным, гигиеническим характеристикам должны соответствовать требованиям ГОСТа Р 53117-2008. Соответственно, на момент вывозки навоза на поля в качестве органического удобрения должны быть проведены исследования навоза, навозных стоков и компостов на показатели безопасности.
Требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв, установлены СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы". Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности.
В СанПиНе 2.1.7.1287-03 дана следующая оценка степени эпидемической опасности почвы:
 

Категория загрязнения почв

Индекс БГКП

Индекс энтерококков

Патогенные бактерии, в т.ч. сальмонеллы

Яйца геогельминтов, экз./кг

Личинки-Ли куколки-К мух, экз. в почве с площадью
20 х 20 см

Чистая

1-10

1-10

0

0

0

Умеренно опасная

10-100

10-100

0

до 10

Л до 10 К - отс.

Опасная

100-1000

100-1000

0

до 100

Л до 100
К до 10

Чрезвычайно опасная

1000 и выше

1000 и выше

0

>100

Л>100
К>10

 

Рекомендации по использованию почв в зависимости от степени их загрязнения

 

Категории загрязнения почв

Рекомендации по использованию почв

Чистая

Использование без ограничений

Допустимая

Использование без ограничений, исключая объекты повышенного риска

Умеренно опасная

Использование в ходе строительных работ под отсыпки котлованов и выемок, на участках озеленения с подсыпкой слоя чистого грунта не менее 0,2 м

Опасная

Ограниченное использование под отсыпки выемок и котлованов с перекрытием слоем чистого грунта не менее 0,5 м. При наличии эпидемиологической опасности - использование после проведения дезинфекции (дезинвазии) по предписанию органов госсанэпидслужбы с  последующим лабораторным контролем.

Чрезвычайно опасная

Вывоз и утилизация на специализированных полигонах. При наличии эпидемиологической опасности - использование после проведения дезинфекции (дезинвазии) по предписанию органов госсанэпидслужбы с последующим лабораторным контролем.

 

За уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусматривается административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено возмещение вреда, нанесенного почвам как объекту окружающей среды. Расчет вреда осуществляется по методике, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238.
Другим типовым нарушением земельного законодательства является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, выражающееся в захламлении земель отходами производства, коммунальными бытовыми отходами. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Допуская захламление земель сельскохозяйственного назначения, хозяйствующие субъекты нарушают ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 13, ст. 42, п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. 51 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Перед использованием земель сельскохозяйственного назначения в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, требуется изменить категорию земель. Возможно использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий при наличии утвержденного проекта рекультивации (ч. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ).
При проведении проверок выявлены случаи несоблюдения установленных правил проведения агротехнических, фитосанитарных, культуртехнических и агрохимических мероприятий, что приводит к зарастанию земельных участков сорной, древесной и кустарниковой растительностью.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Статья 1 указанного Федерального закона дает понятие воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, как сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Статья 8 этого же закона обязывает собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду. Неисполнение этого требования в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей. 
Помимо административной ответственности в виде штрафа в соответствии с ч.1 ст. 394 Налогового кодекса РФ при выявлении нарушений земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения предусмотрено повышение налоговой ставки с 0,3% до 1,5%, а также принудительное изъятие земельного участка у собственника согласно порядку, установленному в статье 6 Федерального закона от 24.07.202 №101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». 
Сельскохозяйственными предприятиями также допускаются повреждения мелиоративных систем, выраженные в зарастании мелиоративной системы древесно-кустарниковой растительностью. Ответственность за такое нарушение предусмотрена ч. 2 ст.10.10 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы деятельности в области мелиорации земель установлены Федеральным законом от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель». Основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, обозначены в п. 2.2.4 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 26 мая 1998 г.
Отдельные сельскохозяйственные предприятия уклоняются от исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. Наказание за неисполнение предписания в установленный срок предусмотрено ч. 25 ст. 19.5 в виде административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 
Повторное в течение года неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок в соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.